
с. Жуковка , 2023 год
Оглавление
1. |
Коррупция как социальное явление |
3 |
2. |
Коррупция в России: причины появления |
5 |
3. |
Коррупция в современной России |
9 |
4. |
Проявление коррупции в отдельных сферах деятельности |
14 |
5. |
Опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией |
18 |
6 |
Способы формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению |
19 |
7. |
Коррупционная проблематика в русских народных сказках |
20 |
8. |
Выражение противодействия коррупции в искусстве |
22 |
9. |
Антикоррупционное просвещение |
24 |
10. |
Роль общественных объединений и средств массовой информации в борьбе с коррупцией |
27 |
1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Человек является неотделимым элементом общества.
В широком понимании общество – это «общность людей».
К. Маркс раскрывает сущность общества, как отношения, в которые люди вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Согласно данному подходу: общество – это совокупность общественных отношений, в которых происходят различные социальные явления.
Одним из негативных социальных явлений общества считается коррупция. Это явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация.
История коррупции уникальна и уходит вглубь античных времен, когда реформы Перикла официально подарили жизнь этому явлению путем введения платы чиновникам за их службу, поэтому можно утверждать, что данная проблема разрасталась по мере развития и становления государств.
С момента рождения коррупции активно развивалась и политика противодействия ей.
Коррупция проникает во все сферы жизни людей.
В массовом сознании распространено мнение, что образование, здравоохранение и многие другие сферы жизни людей коррумпированы.
Одной из причин коррупционного поведения людей является падение нравственности, расцвет преступности, жестокости, бесчеловечности, наркомания, хищения, теневой экономика и т.п.
Для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.
Сложность борьбы с коррупцией обусловлена тем, что с давних пор в российском обществе сформировались традиции, привычки и так называемые ритуалы, которые имеют подтекст коррупционного поведения.
Так, знакомство населения с коррупцией начинается с детского сада, в котором требуется заменить окна, перестелить полы, купить столы, стулья.
Далее – ребенок идет в школу. А там коррумпированность еще больше – рабочие тетради, иначе «ваш ребенок получит оценку не соответствующую его знаниям», ремонт столовой, «иначе её закроют и ваш ребенок будет голодный», можно подарить подарок учителю, чтобы «он больше уделял внимание ученику». Ярким примером являются подарки учителям в виде цветов, накрытие столов в честь праздника и т.д.
И с таким багажом знаний о коррупции ребенок приходит в профессиональное образование, где иногда можно купить «оценку повыше» или «зачем ходить на занятия, когда можно договориться», «можно преподнести презент ради зачета».
В России с коррупцией борются столько, сколько существует само государство. Она существовала и существует, отличаясь лишь своими масштабами и формами проявления.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, а также Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, коррупция определена как один из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.
В настоящее время противодействие коррупции является основной целью государства.
Масштабность коррупции, а также частота коррупционных преступлений требуют принятия активных мер к ее преодолению.
Многолетний опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что успех здесь возможен только при наличии развитого системного антикоррупционного законодательства. С этой целью законодателем принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос.
Центральным нормативным правовым актом в системе нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором обозначены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона коррупция – это: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.
2. КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ
Коррупция не появляется в обществе в одночасье.
Коррупция имела место и средневековой России.
Корни российской коррупции лежат в «системе кормлений». Еще в Древней Руси чиновники не получали жалованья, существуя за счет народных подношений. Такая система переложила на людей обеспечение должностных лиц. Это и послужило расцвету коррупции параллельно с растущим недовольством чиновниками.
Было несколько способов получения подарков и денег от населения. Например:
«почести» - авансовая «благодарность» чиновнику,
«поминки» - итоговое вознаграждение.
И только «посулы» (преступления за взятку) карались физически.
Позже законодательство разделило взяточничество на:
мздоимство (взятка должностному лицу за полномочное действие). Мздоимство издавна рассматривалось терпимо;
лихоимство (взятка за преступление в ходе исполнения служебных обязанностей).
С расширением госаппарата крепла бюрократия, впитывающая сложившиеся традиции былых поколений. В народе вошло в норму материально благодарить чиновников за подготовку документов или иную работу из круга их непосредственных обязанностей. Причем отличить почесть от посула порой было затруднительно, что лишь подстегивало взяточников.
Так, известный историк Ключевский В.О. в книге «Сказания иностранцев о Московском государстве» (19 век) пишет:
«Прежде всего, встречаем известия, что правители приказов, из которых посылались воеводы, пользовались этим как выгодною статьей дохода и торговали воеводствами. Приехав в область, воевода старался, прежде всего, с лихвой вознаградить себя за издержки, и брал широкой рукой, зная, что начальник приказа, от которого он зависел, не даст хода жалобам обиженных. Был особенный, благовидно прикрытый обычаем способ, к которому обыкновенно прибегали воеводы для вымогательства подарков у областных жителей. Каждый год воевода делал пиры, на которые приглашал наиболее зажиточных служивых и торговых людей своей области; последние хорошо понимали цель этих пиров и для избежания неприятностей в будущем старались щедро отблагодарить воеводу за честь, которую он им делал…
Меры правительства оказывались бессильными против обычая…
Если судья брал подарки, его могли уличить собственные его слуги или подарившие, которые обманувшись, в надежде выиграть дело, нередко пользовались этим против судьи…
Уличенные в лихоимстве должен был возвратить взятые подарки и подвергнуться правежу, пока не выплачивал назначенной пени в 500, в 1000 или более рублей, смотря по чину. Незначительного дьяка, уличенного в лихоимстве, наказывали кнутом, привязав лихоимцу к шее взятую в подарок вещь, кошелек с деньгами. Мех, даже соленую рыбу, потом отправляли в ссылку».
Иностранцы, например Олеарий, отмечали, что у дьяков, бояр и воевод было еще несколько способов получения незаконных доходов – «…в продолжение Святой недели судьям позволено было, вместе с красными яйцами, принимать в дар малоценные вещи и даже вещи от рубля до 12; но это не имело вида посула».
Некоторые взяточники средневековой Руси, приходя в дом должностного лица, подвешивали деньги или подарки к образам, будто на свечи. У некоторых воевод и судей взятки брали их жены деньгами, мехами и подарками.
В воспоминаниях иностранцев о Московии XVII в. также часто встречаются отзывы о продажности московского суда: «…о том, что судьи открыто торговали своими приговорами, что не было преступления, которое не могло бы при помощи денег скользнуть от наказания; и такие отзывы простирались не на один суд и не на одни второстепенные или отдаленные от центра органы управления; иностранец, приехав в Москву, прежде всего, узнавал, что здесь посредством подарков можно добиться всего, даже при дворе».
Исторически сложившееся явление коррупции наполнило русский язык крылатыми фразами на тему взяточничества: «не подмажешь, не поедешь», «барашка в бумажке», «мзда» и другие. Отдельно стоит сказать о фразеологизме «остаться с носом», который не подразумевает часть лица. «Проносом» либо же просто «носом» называлась взятка, пронесенная в госучреждение под полой. Когда чиновник по какой-то причине отказывался от подношения, приходилось отправляться с «носом» обратно.
Систему кормлений безуспешно попытался ликвидировать Иван Грозный.
Борьбу с процветающей коррупцией Петр I начал с личного примера. Отказавшись от любых дополнительных источников, он стал жить только на зарплату. Будучи самодержцем громадной империи, царь велел назначить ему стандартное офицерское жалование, размеры которого часто порождали финансовые проблемы. Когда жить на эти деньги стало совсем невозможно, полковник Петр Романов обратился к Генералиссимусу Александру Меншикову с просьбой ходатайствовать о присвоении Петру I генеральского звания, что предполагало более солидное жалование.
Когда из попытки умерить аппетиты элиты ничего не вышло, Петр инициировал целый комплекс антикоррупционных мероприятий, чего в России до этого момента никогда не предпринималось:
в марте 1714 года был издан Указ, регламентирующий полномочия фискалов и предписывающий меры борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Так в России впервые появился орган, предназначенный для тайного слежения за судопроизводством и соблюдением законов. Отныне взяточничество, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, создание фальшивых документов и печатей, лжеприсяга и лжесвидетельство считались серьезными преступлениями. Наказания предусматривались суровые – битье, тюремное заключение и даже смертная казнь;
в 1715-м, дабы простимулировать чиновников работать честно, царь повелел платить им фиксированное жалование из казны.
Известны случаи особо жестоких мер, предпринятых Петром для наказания любителей наживы:
в Петербурге на глазах у российских сенаторов был повешен сибирский губернатор Гагарин, систематически занижавший доходы во вверенном ему крае;
был четвертован известный фискал Нестеров, раскрывший десятки злоупотреблений и сам же попавшийся на мздоимстве;
сенатору Волконскому, князю Апухтину прилюдно раскаленным железом жгли языки.
Своих приближенных Петр I под суд не отдавал, но наказывал лично.
Особенно отличался царский любимец Александр Меншиков. Петр его неоднократно бил, штрафовал на крупные суммы, но Меншиков оставался главным российским казнокрадом. Он воровал, потом каялся, возмещал украденное и воровал снова. При этом успешно решал затруднительные экономические вопросы, отчего был ценной опорой царя. Меншиков всегда находил способ сгладить царский гнев. Как-то после очередного доклада о непомерных поборах Меншикова Петр разбил князю нос и выгнал, выкрикнув: «чтоб ноги твоей здесь больше не было». Меншиков удалился, но через мгновение вошел снова… на руках!
Никакие предпринимаемые царем меры не останавливали чиновников-взяточников. Как-то на закате жизни уставший от повального воровства Петр I в отчаянии угрожал Сенату вешать каждого чиновника, своровавшего сумму, достаточную для покупки веревки. В ответ генерал-прокурор Ягужинский сказал, что тогда Петру придется царствовать в одиночку, потому как воруют все, а разница лишь в объемах присвоенного.
Часть антикоррупционных методов царя оказались малоэффективными. Но были все-таки и успешные.
В первую очередь, это передача государственных предприятий, как главных рассадников казнокрадства, под частное управление.
Петр заставлял купцов брать в личное владение казенные предприятия, давая им определенные льготы. Новые хозяева выполняли предписанный госзаказ, поставляли в армию установленный лимит пушек. А все произведенное дополнительно реализовывали в свою пользу. Получая в управление фабрики и заводы, предприниматели строили на полученную прибыль новые предприятия. В результате появилось такое количество промышленных объектов, что к концу петровского правления Россия приобрела серьезный вес на рынках Европы.
Преемники государя оказались не столь радеющими за законный климат в империи. И сразу после смерти императора выплату жалований чиновникам упразднили, отменив вместе с ней и смертную казнь за взятки.
Катасонов В.Ю. в книге «Экономическая теория славянофилов». «Бумажный рубль» С. Шарапова» в главе «Российские финансовые реформы: беспечность, продажность и невежество» привел примеры коррупции в правление Александра II и Александра III.
Он писал, что самыми большими аферами в это время были: продажа Аляски США за 7,2. млн. долларов и создание Главного общества российских железных дорог (1857 г.): «В конечном счете, все разнообразные казнокрадства в сфере железных дорог…можно свести к следующим видам: 1) получение без конкурсов государственных заказов…и их выполнение по вздутым ценам; 2) получение государственных гарантий при размещении железнодорожных займов (даже в тех случаях, когда гарантии не имели обеспечения со стороны общества – эмитента облигаций; 3) получение в качестве паев казенных денежных средств акционерами обществами (при отсутствии взносов в виде «живых денег со стороны частных акционеров); 4) предоставление «спасательных» ссуд обществам, находящимся на гране банкротства; 5) предоставление в концессии рентабельных железных дорог; 6) выкуп государством убыточных железных дорог по завышенным ценам; 7) назначение на казенные должности «нужных» людей, которые не обладали никакими профессиональными знаниями и навыками, но получали порой большое казенное жалованье; 8) невозвращение государству полученных ссуд, ложные банкротства и т.д. В той или иной степени подобные методы казнокрадства практиковались и в других отраслях российской экономики».
От продажи Америке Аляски российский народ не получил ни одной копейки – деньги растащили царь вместе с ближайшими сановниками: «Так вот из этих денег Александр II перевел во французский банк своей любовнице княгине Долгоруковой 3000000 рублей. Часть истратил на постройку для нее шикарного особняка в Санкт-Петербурге. Великий князь (Константин Николаевич) тоже истратил значительные деньги на свою любовницу, балерину А.В. Кузнецову, но с несколько меньшим размахом. Он купил ей дом в Петербурге…за 80000 рублей… ».
3. КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Несмотря на проведение последовательной антикоррупционной политики уровень коррупции в России держится на довольно высокой отметке.
Так, Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. До этого три года Россия набирала 29 баллов, а в 2018 году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.
В июне 2019 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен социологический опрос в сфере борьбы с коррупцией, в котором приняли участие 38 тысяч человек со всех регионов страны.
Результаты проведенного опроса показали, что участники опроса оценили уровень коррупции следующим образом:
в сфере государственной и муниципальной собственности в 78 %;
в правоохранительной системе в 77 %;
в сфере государственного и муниципального контроля в 75 %;
в судебной системе в 74 %.
Значительным, по мнению граждан, он (уровень коррупции) является в сферах ЖКХ и оказания услуг — 63 %.
Меньшую угрозу, по мнению респондентов, представляют госзакупки, образование и здравоохранение, где уровень коррупции не превышает 44 %.
При этом 81 % всех опрошенных считают коррупцию в России по-настоящему серьезной проблемой, и только 11 % видят прогресс в борьбе с коррупцией.
Также граждане считают, что СМИ замалчивают большинство информации о коррупции — такой точки зрения придерживаются 85 % опрошенных.
Воочию же с проявлениями коррупции сталкивались только 11 % участников опроса.
Истоки коррупции в современной России лежат, прежде всего, в экономике:
неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ;
снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов;
замедление темпов экономического роста;
снижение уровня доверия к власти и др.
Коррупция почти всегда экономически мотивирована.
Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите».
Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования.
Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии.
В современной России коррупция в силу своего характера и масштабов — это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, политики, морали и государственного и муниципального управления. Это система отношений, которая пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным негативным последствиям, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, элиту превращает в свою противоположность — в антиэлиту, отторгает духовно-нравственные ценности.
В ходе двадцатилетней трансформации российского общества коррупция приобрела масштабный характер, стала нормой жизни граждан, и не только чиновников.
Коррупция дискредитирует право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества.
Она отрицательно влияет на имидж страны в мировом сообществе, ставит барьер на пути притока в страну необходимых инвестиций.
Коррупция в нашей стране поглощает значительную часть секторов государственной и частной экономики, делает их не прозрачными, уводя из налоговой базы средства, так необходимые для модернизации экономики и повышения качества жизни россиян.
Через коррупционные отношения крупный бизнес реализует не только экономические, но и политические цели и задачи, воздействует на гражданские институты, влияет на политические партии и движения.
Коррупция, вторгаясь в средний и мелкий бизнес, не дает ему полнокровно развиваться.
Коррупция — главный и динамично растущий сектор российской экономики. К примеру, годовой доход только в сфере деловой коррупции в 2013 году более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа.
В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции.
В этом плане следует согласиться с тем, что главная проблема не в коррупции самой по себе, а в отсутствии у власти способности влиять на ее масштабы.
При этом нельзя сказать, что федеральные, региональные и местные органы власти ничего не делают реально, а только констатируют наличие высокого уровня коррупции. Они принимают определенные меры по ее минимизации, в первую очередь посредством ужесточения законодательства.
Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу, кроме правоохранительных и надзорных органов, активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая «Интернет», и др.
Тем не менее, политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией:
одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти;
другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию;
третьи полагают, что причина не так важна — главное, что этот повод вполне реален.
В зависимости от уровня общественной опасности и суммы взятки различают низовую (мелкую) и вершинную (крупную) коррупцию.
Низовая коррупция охватывает повседневную жизнь большинства граждан. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает специфической ценностью не только для получателя, но и взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы. Она служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений и законов.
Отличия низовой коррупции от вершинной коррупции состоят в следующем: низовая коррупция бюрократическая, а не политическая, ее последствия часто несущественны в краткосрочном периоде.
Самой распространенной формой низовой коррупции является взятка или подношения. В качестве взятки рассматривается как денежное, так и прочее благо (подарки, обучающие поездки, льготы и т.д.), которые должностное лицо получает за нарушение своих должностных обязанностей.
Разновидностями коррупционных действий являются «непотизм» и «откат».
Непотизм – это коррупционные действия, связанные с приемом на руководящие посты родственников.
Откат проявляется в том, что за размещение государственного заказа, чиновник берет себе долю, например, 10 процентов. Откат распространен в торговых фирмах при покупке оборудования.
Вершинная коррупция (крупная или элитарная коррупция) представляет собой огромную угрозу для государства.
Признаки вершинной коррупции:
1) высокое социальное положение ее субъектов;
2) изощренные интеллектуальные способы достижения коррупционных целей (вывод капитала за границу, «отмывание денег», использование офшорных зон;
3) огромный финансовый, материальный, физический и моральный ущерб;
4) исключительная латентность посягательств;
5) снисходительное и даже бережливое отношение властей к данной группе преступников.
Основным отличием вершинной коррупции от низовой коррупции являются последствия этого деяния. Например, когда происходит незаконная передача денег в высших эшелонах власти, это отражается на всей стране и ударяет по всем людям государства, так как решения, принятые после взятки, всегда очень масштабны и велики. А в низовой коррупции этого не происходит – дача взятки сотруднику дорожной полиции не приводит к масштабным последствиям.
Вершинная коррупция угрожает стабильности национальной экономики. Проявления вершинной коррупции сильно подрывают авторитет государства у граждан. Они перестают доверять своим правителям, теряют интерес к политике, поскольку считают, что от них уже ничего не зависит, что выборы проплачены, лекарства закуплены слишком дорого, законы приняты не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц и групп олигархов.
Самой опасной разновидностью коррупции является коррупционная преступность. Она ущемляет интересы и конституционные права граждан государства, подрывает правопорядок и демократические устои, предполагает дискредитацию деятельности государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.
Вследствие этого, коррупционная преступность представляет собой устойчивое и масштабное явление, подрывающее отношения между государством и обществом, разрушающее экономические, политические, стратегические стороны государства.
О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов.
Можно выделить следующие причины появления коррупции в России:
1) несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (систему сдержек и противовесов ветвей власти), отсутствие действенного механизма парламентского контроля;
2) двусмысленные законы;
3) незнание или непонимание законов населением, отсутствие должного уровня правосознания граждан, правовой нигилизм;
4) нестабильная политическая ситуация в стране;
5) зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты;
6) профессиональная некомпетентность значительного числа бюрократии;
7) кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля;
8) низкая гражданская позиция и низкий уровень участия граждан в контроле над государством; толерантность населения к проявлениям коррупции;
9) низкий уровень материально-технического обеспечения органов власти, отсутствие моральной удовлетворенности от содержания работы, уверенности в правовой и социальной защищенности, недовольство условиями и оплатой труда.
Коррупция порождает следующие негативные последствия:
1) удар по экономической безопасности страны (нарушаются конкурентные механизмы рынка);
2) рост организованной преступности;
3) политическая коррупция, связанная с нарушениями на выборах приводит к недоверию населения к властям;
4) обнищание народа (в социальной сфере, результатами коррупции может быть рост имущественного неравенства, несправедливое перераспределение средств в пользу олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества).
Таким образом, коррупция приводит к увеличению социальной напряженности в стране.
Чтобы как-то снизить данный негатив, требуются согласованные совместные усилия государственных, общественных и экономических структур, а также все действия должны носить системный характер.
Стоит отметить, что наша страна активно проводит антикоррупционную политику более 10 лет, но практически не меняет свою рейтинговую позицию в виду ряда причин:
неэффективность результатов антикоррупционной политики из-за огромных просторов страны (на большой территории Российской Федерации искоренить данное явление намного сложнее, нежели чем в маленькой стране);
правовой нигилизм, выражающийся, прежде всего, в халатном отношении к соблюдению и поддержанию правопорядка и законности; этот фактор затрагивает не только специализированных субъектов, но и все категории населения в целом;
слабость государственного управления и бездействие правоохранительных органов;
широкое распространение коррупции, её неотъемлемость во всех сферах общественной жизни, в результате чего общество становится более склонным и лояльным к коррупционным проявлениям.
4. ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно на государственную службу. Всё это стало обыденным и привычным для россиян.
Наиболее опасным явлением является коррупция в правоохранительных органах, поскольку эти органы призваны обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и вся их деятельность должна основываться на принципах законности, справедливости, уважения прав и свобод человека и гражданина.
Должностные лица правоохранительных органов, совершая коррупционные преступления, данные принципы нарушают и тем самым подрывают авторитет государства, снижают доверие граждан, у последних, в свою очередь, формируется правовой нигилизм.
Наиболее характерными видами коррупционных преступлений, выявленных, к примеру, в деятельности сотрудников органов внутренних дел, к примеру, являются:
получение взяток сотрудниками ГИБДД, выявившими дорожные правонарушения;
получение сотрудниками органов внутренних дел доли преступно извлекаемой прибыли с коммерческих структур, объектов торговли;
организация провокаций с последующим вымогательством крупных материальных средств у предпринимателей;
вымогательство взяток, в том числе получение имущественных выгод и др.
Понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.
Именно эта коррупция самая жестокая из всех видов коррупции, связана с обогащением за счет здоровья пациентов.
В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам.
Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе, но и углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного управления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.
Наиболее распространенные виды взяток:
за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;
за качественное проведение операции пациенту (то есть не «как всем», а с индивидуальным подходом); в этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;
за подтверждение либо сокрытие тех или иных медицинских фактов (чаще всего побоев и иных телесных повреждений);
за выписку «нужного» рецепта;
за искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом); размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;
за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, – за продление нахождения пациента в больнице;
за выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.
Выделяют несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:
растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей (это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи);
коррупция в сфере государственных закупок (вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг);
коррупция в платежных системах (коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов);
коррупция в системе поставок лекарственных препаратов (препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами);
коррупция в распределении должностей (в некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Псевдоруководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом);
коррупция в частных клиниках (в последнее время люди стали все больше обращаться в частные клиники, с надеждой на то, что там работаю специалисты, которые действительно смогут им помочь. Ведь за эту помощь они платят деньги, и, причем, не малые. А что происходит на самом деле? Деньги уплачены, а обслуживание получаем такое же, как и в обычных поликлиниках, а может и хуже. Почему так происходит? Оценив навскидку уровень платежеспособности пациента, врач уже примерно прикидывает смету, на которую сможет его раскрутить, с этой целью назначаются проведения всевозможных ненужных анализов и обследований, будет выявлено действительное заболевание и назначено соответствующее лечение. Во-вторых, все дело в том, что частные клиники находятся под защитой и покровительством тех, кто призван отзывать у них лицензии. Платная медицина – это настоящий бизнес, на котором зарабатываются огромные деньги. И тем, кто эти деньги зарабатывает не жалко дать чиновнику в министерстве здравоохранения